Почему святой считается покровителем России. Какие чудеса сотворили мощи праведника и как их скрывали от коммунистов.
Ежегодно православные россияне отмечают 18 июля — день обретения мощей Сергия Радонежского. Этот святой благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Он дал ему в помощь двух своих иноков Ослябю и Пересвета и предрек победу в день Рождества Богородицы. Когда все свершилось по словам пророка, его стали считать небесным заступником нашего отечества.
Зачем мощи подняли из гроба
Ровно 30 лет спустя после своей смерти (8 октября по новому стилю 1392) святой явился к одному из мирян и повелел передать игумену Троицкой обители, что его тело утесняет вода. Монахи раскопали домовину и увидели, что она действительно доверху заполнена грунтовыми водами. При этом мощи Сергия и его одежда остались в сохранности.
18 июля по новому стилю (5 июля по старому) мощи подняли из земли и стали отмечать этот день как самостоятельное церковное торжество. Святыню разместили в Троицком соборе, где по велению царя Иоанна Грозного изготовили для нее серебряный ларец с позолотой. Впоследствии царица Анна Иоанновна установила над ковчегом драгоценный балдахин, на изготовление которого было истрачено более 25 пудов серебра.
Издавна к мощам Сергия Радонежского приходили толпы богомольцев. Они верили, что такое паломничество сотворит чудеса и излечит самые страшные болезни. Именно здесь наследники московского престола в 15-16 веке получали таинство крещения. У гроба преподобного купцы скрепляли важные договоры, целуя крест и произнося клятву вести дело честно и по совести.
Мощи радонежского святителя покидали территорию монастыря в 1746-ом году, когда вокруг Троице-Сергиевой лавры и расположенных рядом посадах начался огромный пожар. Пламя опустошило всю южную часть территории и тогда монахи вынесли мощи на пустырь к северо-востоку, куда продвигалась огненная стихия. Вскоре после этого пожар был потушен, а на том месте где находились мощи выстроили церковь Всех Святых.
Как монахи спасали останки Сергия при коммунистах
После революции в России началась коммунистическая кампания по вскрытию мощей, находящихся в храмах. В 1919-ом году Совет рабочих и крестьян Сергиева Посада признал останки «средством эксплуатации малосознательных масс и способом агитации черного духовенства». Во избежание столкновения с монастырской братией в составе 180 служителей, власти мобилизовали конную милицию и курсантов для проведения этого мероприятия. В течение двух часов, пока вскрывали ковчег, шла документальная киносъемка. Затем составили акт и выдали монахам предписание оставить мощи в прежнем состоянии, но сделать над ними стеклянную крышку. Таким образом, они стали музейным достоянием.
В последующие годы монахам приходилось не раз отстаивать целостность реликвии, когда в 1920-ом году активисты атеистического движения выступили с идеей устроить показательное сожжение останков. Они хотели доказать, что нетленные мощи святых сгорят также как и простые смертные.
Однажды священнослужителям пришлось своровать голову Сергия и подменить ее черепом из фамильного склепа князей Трубецких (их захоронение как раз расположено на территории лавры). Это произошло опять же в 1920-ом году, когда стало известно об опасности изъятия святыни для крупного столичного музея.
Сохранением головы Сергия Радонежского занимался член Комиссии по охране памятников истории и старины Юрий Олсуфьев. Он перенес голову к себе домой в хозяйственной сумке, прикрыв сверху газетой будто бы кочан капусты, а потом захоронил в ларце в саду.
Снова собрать воедино мощи святого удалось за несколько месяцев до победы в Великой отечественной войне. Тогда в Троице-Сергиеву лавру должны были приехать церковные иерархи из-за рубежа, ковчег благоустроили и облачили останки святого в его прежние покровы. Передача церкви настоящей головы Сергия произошла в 1945 году, когда наследница Олсуфьева через схиархимандрита Илариона вернула важную частицу мощей обратно.